На главную Обратная связь Поиск

На голове её венец. Чудотворная икона на речке Чёрной.


Курган и курганцы, 30.11.2013 г. № 138

(совместно с Кузьминым А.Д.)

 


 

Христовым страстям причастница

 

       Святая Параскева Пятница была особо почитаема в народном обиходе. Образа Параскевы в старину висели в красном углу почти в каждом доме. Перед ними молились о всяком благополучии и счастии домашнем. Параскева была помощницей в женских заботах, подательницей хороших женихов. Святая Параскева — покровительница полей и скота. Кроме того, целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.

Священник и церковный писатель Александр Сулоцкий в своем «Описании наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии», изданном в Санкт-Петербурге отдельной книгой в 1864 году, сначала рассказывает об Абалацкой, Троицкой и Никольской иконах. Далее он повествует: «Икона мученицы Параскевы, нареченный Пятницы, гораздо более против трех предыдущих икон чтимая в Курганском уезде, находится в церкви села Введенского, иначе Черновского, отстоящего от Кургана в девятнадцати верстах. Длиною она в аршин и полтора вершка, а шириною — в 14 вершков; мученица изображена на ней рельефом во весь рост, на главе ее венец, поддерживаемый двумя ангелами; в правой руке у нее, сложенной для крестного знамения, животворящий крест, а в левой — свиток с символом веры; на самой на ней хитон и поверх хитона еще другая, верхняя одежда; поверх всего изображения надпись: образ св. мученицы Параскевы; лик и руки св. мученицы писаны по приличию красками, хитон посеребрен, а верхняя одежда, также венец на главе, ангелы, крест и все прочее вызолочены. В 1860 году старанием местных священника Стефана Наумова и церковного старосты крестьянина Максима Осипова устроена на икону (стоящую за правым клиросом в тумбе, как бы киоте, с золочеными колоннами) серебряная под золотом риза весом в 6 фунтов и 54 золотника…». Для незнакомых со старинными мерами длины привожу размеры иконы в десятичной системе. Это 78 на 62 сантиметра.

       Сравнивая сохранившийся до наших дней снимок с описанием иконы, внимательный читатель сразу найдет несоответствие: Параскева изображена не в полный рост, а по пояс. Почему в текст вкралась ошибка, мы сейчас можем только гадать: либо курганский священник Иоанн Волков предоставил в Тобольск неточные сведения, либо Александр Сулоцкий неправильно понял то, что было для него написано.

 

Явление мальчику, пасшему стадо

       Как же появился в наших краях этот образ? Продолжим цитирование книги Александра Сулоцкого: «Описываемая икона св. Параскевы почитается явленною. По словам старожилов, не только введенских, но и курганских, и других, передаваемых из рода в род, она явилась мальчику, пасшему стадо; когда это огласилось в селе, местные священно- и церковнослужители со множеством народа пришли с церемонией, подобной крестному ходу, на место явления иконы и взяли ее в церковь. С этого-то в селе Введенском и началось почитание иконы мученицы Параскевы, но в какое именно время это было, того определенно никто не может сказать.

       Усердие к иконе св. мученицы Параскевы в Кургане, селах Введенском и ближайших к нему Давыдовском и Лебяжьем с деревнями, а также в крепостях и редутах ближайшей к Кургану части Ишимской линии с течением времени возросло, поклонников в церковь села Введенского являлось все более и более, но особенно велико стечение их и прежде бывало, и ныне бывает, в девятую по Пасхе пятницу, отчего в Введенском в этот день даже образовалась ярмарка. Впрочем, и в целый год, особенно летом, в дни воскресные и праздничные ездят во Введенское и чаще других жители Кургана; иные из них, и преимущественно из женского пола, ходят туда пешком по обетам, даваемым по случаю, например, болезней самих или кого-либо из членов семейств, также при бесчадии молодых супругов и пр.

       Таким образом, возраст иконы может быть отнесен к первой половине или даже к началу XVIII века.

       В настоящее время икону св. Параскевы из Введенского для молебствия никуда не носят, но прежде почти в каждое лето носили ее для этой цели в бывшие населенные казаками Сибирского линейного войска крепости Лебяжью, Пресновскую, Пресногорьковскую и прилежащие к ним редуты. Это прекратилось, как можно полагать, после того, как церкви и духовенство названных крепостей епархиальным начальством были отчислены от Курганского духовного правления ко вновь учрежденному Петропавловскому духовному правлению».

 

Из огня спасённая

       Александр Иванович был прав. Записей начала XVIII века о селе Введенском не сохранилось, однако в переписи 1720 года есть упоминание о храме. Явление иконы Параскевы Пятницы, вероятно, произошло в следующие полвека.

       А вот что мы знаем достоверно. 29 сентября 1770 года в Ялуторовское духовное правление явился староста Введенской церкви села Черновского Тимофей Кореков с письменной доверенностью односельчан. В нем говорилось, что «того села и состоящих деревень обыватели желают в реченном Черновском селе вместо обветшалой Введения пресвятой Богородицы церкви вновь построена, поблизости той церкви по левую сторону в то ж именование деревянную церковь». На словах Тимофей пояснил:

— Северная сторона стены и углы сгнили, почему летом от дождей бывает как в алтарь, так и с церкви течь.

       Судя по словам старосты, храм уже тогда имел богатое убранство: «А в оной церкви имеются и святые образа глаткия писано на красках, один образ святой мученицы Параскевы резной вызолочен листовым золотом. Весь величиной оной образ на примере четвертей в пять, сосуды серебряные, на престольное и жертвенниковое и священнические облачения разного цвета, книги и прочие принадлежащие ко благолепию церковному потребности все имеются…».

       В справке, которую из духовного правления направили в Тобольск, содержались статистические сведения: «Приходских дворов при оной церкви считается по росписям прошлого 1769 года сто пятнадцать. В них мужеска 476, женского 503, обоего полу 979 душ. При той церкви священно- и церковнослужителей: священник один, диакон один, дьячок один, пономарь один, оные пропитание имеют ружною дачею с венца по пуду.

 

Священник Никита Седаков

       Вскоре в планы прихожан вмешался его величество несчастный случай. Для пожара здание из старых сухих бревен, что спичка. Однако икону удалось спасти.

       13 марта 1773 года Тимофей Кореков составил покорное прошение Великому господину преосвященнейшему Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому, уже с другим содержанием: «В том селе ныне церкви за сгорелостью прежней не имеется, также и о подписанию по благословению вашего преосвященства, данную из Тобольской духовной консистории книгу за сбором на украшение оной церкви от боголепцев, прикладов дал и еще архипастырьски благословить, яко на погорелом месте построить».

       Благословение было выполнено. А в 1827 году и это здание обветшало, вместо него построена новая деревянная однопрестольная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 40-е годы XIX века крестьянин села Боровлянского Тебенякской волости Иван Тихомиров и живописец Чернышев устроили новый иконостас Введенского храма.

 

Старания купца Балакшина

       К концу XIX века храм состарился и стал тесным для всевозраставшего числа прихожан и богомольцев, желающих поклониться чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Поэтому прихожане ходатайствовали о постройке нового более вместительного храма.

       В прошении на имя Агафангела, епископа Тобольского и Сибирского, 12 декабря 1893 года, когда уже было принято решение о возведении новой, кирпичной, церкви, член строительного комитета курганский купец Александр Николаевич Балакшин сообщал: «Церковный капитал образовался главным образом из доброхотных пожертвований богомольцев, посещающих Введенскую церковь ежегодно в девятую, по Пасхе, пятницу для чествования многочтимой не только по Курганскому, но и соседним округам, иконы святой мученицы Параскевы, почитаемой явленной…».

       Балакшин не был бы Балакшиным, если бы не придумал дополнение к храму. В следующем своем прошении от 11 августа 1894 года он констатирует: «Когда прихожане узнали, что строительный комитет предполагает устроить при храме церковно-приходскую школу, то обратились в комитет с просьбой увеличить помещение школы, чтобы сделать ее в два отделения, и в одном из них поместить церковно-приходскую школу для девочек, а в другом министерскую — для мальчиков».

       25 октября 1898 года в рапорте, адресованном Тобольской духовной консистории, благочинный Курганских городских и окружных церквей протоиерей Дмитрий Кузнецов следующим образом оценил результаты деятельности строительного комитета: «На постройку каменного храма в селе Черновском израсходовано из церковной суммы 16 000 рублей, добровольных пожертвований, как от прихожан той церкви, так и посторонних поклонников чтимой иконы в Черновском храме св. мученицы Параскевы, 17386 рублей 62 копейки. Храм строился недолго. Разрешительный указ на постройку храма дан 27 августа 1890 года, и самая закладка храма совершилась 20 апреля 1894 года, 16 сентября 1897 года освящен первый престол во имя св. мученицы Параскевы, и с того времени началась служба в новом храме. Третий и последний престол освящен 4 дня сего октября…

       Быструю постройку такого грандиозного каменного храма в селе Черновском я должен приписать деятельности чинов строительного комитета. Состав комитета был следующий: председатель священник Федор Андреев, члены: курганский купец Александр Николаевич Балакшин, крестьяне села Введенского Исидор Спиридонов Толкачев, Андрей Евтихиев Кокин, деревни Сычевой Илья Григорьев Мыльников, Григорий Андреев Саловаров, Григорий Михайлов Мельников, служивший церковным старостой, и Иларион Петров Гонцев, тоже служивший церковным старостой, во время его службы и освящен первый престол храма: деревни Зайковой: Косма Иоаннов Семанов, служивший приходским попечителем, деревни Старо-Сидоровой — Иван Полиевктов Львов. Все эти лица внесли много трудов при постройке храма. Особенно же потрудились курганский купец Александр Николаевич Балакшин и крестьянин Спиридон Исидоров Толкачев с личным пожертвованием на храм, первым 1000 рублей, последним 100 рублей… Причем имею честь донести консистории, что купец Балакшин в нынешнем году награжден золотой медалью за народную перепись и за пожертвование на нужды школы грамоты в деревне Старо-Сидоровой преподано ему благословение Св. Синода». 16 сентября 1898 года в селе была открыта двухклассная женская церковно-приходская школа, это здание сохранилось в селе до наших дней.

 

Собрания под диктовку

       А потом пришли другие времена, когда гонения на церковь стали повседневными, и о высокочтимой иконе можно было упоминать лишь вполголоса. В 1924 году комиссия под председательством уполномоченного представителя Чаусовского райисполкома Быкова провела опись церковного имущества и включила в ведомость икону Параскевы Пятницы в киоте за 10 рублей, в то время как весь предалтарный иконостас был оценен в 50 рублей. В тот день в храме присутствовали председатель сельсовета Корюков, от населения оценщики Мурашев и Спирев, а также члены церковного совета, неграмотные Назар Спирев и Петр Небогатов.

       Последнее упоминание о драгоценной святыне в церковных документах приходится на 1928 год. Однако она, вероятно, оставалась в храме вплоть до его закрытия.

       Последним священником храма в 1920-е годы был протоиерей Василий Иоаннов Рещиков, сын священника. Он родился 22 марта 1880 года. В 1902 году окончил курс в Тобольской духовной семинарии. 27 февраля 1904 года рукоположен в сан священника к село-Ситниковской церкви Ишимского уезда. 17 октября 1922 года перемещен к село-Введенской церкви. Собранием духовенства и мирян избран на 1924 год благочинным 2-го округа Курганского викариатства. Был депутатом на епархиальных собраниях в 1904, 1910, 1916-1917 годов. В 1911 году награжден набедренником, в 1917 году — скуфьею, в 1921 году — камилавкою, в 1926 году — наперсным крестом. В 1928 году возведен в сан протоиерея.

       Поздней осенью 1929 года, в преддверии массовой коллективизации, исполком сельсовета провел в окрестных селах серию собраний. В то время во Введенском и окрестных селах проживало 818 верующих. На всех собраниях выступала одна и та же «штатная» группа активистов: председатель исполкома сельсовета Кузеванов, секретарь партийной ячейки Иван Петунин и его сын, пионер, партийные активисты Дмитрий Верхотурцев, Рогов, П. Дудин, С. Шумилов, Иван Степанищев, председатель правления сельхозтоварищества Г. Пронищев, председатель правления общества потребителей Григорий Корюков. Не исключено, что Григорий Корюков приходился дальним родственником давнему радетелю за храм Тимофее Корекову…

       4 ноября 1929 года председатель сельсовета Кузеванов заявил верующим: «В борьбе с рабочими и крестьянами всем прислужникам духовенства выделялись бешеные деньги за их богослужения, за их обман. Проходя через исповедание, поп узнавал все, что ему нужно, и передавал жандармам. Кроме того, все духовенство имело большие участки земли, которые обрабатывались беднейшим населением. Во время октябрьской революции церковнослужители все эти места бешено защищали, организуя особые отряды священнослужителей, которые с крестом в одной и с маузером в другой руке убивали тех, кто стоял за освобождение народа от ига капитала…». Сидевшие в зале крестьяне понимали, что в этих словах нет ни грана правды. Но они молчали, потому что любое слово против могло привести к непредсказуемым последствиям.

       Решение правления сельскохозяйственного крестьянского товарищества совместно с работниками милиции и группой бедноты было столь же резким, сколько и безграмотным: «мы должны поднять до максимума то, что требует от нас строительство социализма, поэтому церковь, которая обслуживает небольшую кучку кулацкой прослойки, и, имея в виду нерационально-преступное использование церковного здания, как церковь закрыть и передать под культурные цели: школу, избу-читальню и клуб».

       В этих условиях о. Иоанн Рещиков не нашел ничего лучшего, как добровольно снять с себя сан и бежать с семьей в казахстанские степи. Только благодаря этому он избежал ареста и отправки на Соловки.

 

Где чудотворная святыня?

       12 января 1930 года президиум Курганского районного исполнительного комитета отметил, что «в обсуждении вопроса о закрытии церкви приняло участие 80 % населения (старше 18-летнего возраста), б) что решение о закрытии принято единогласно всеми собраниями (собрания женщин, молодежи, верующих и т. д.)» Районные власти просили президиум окружного исполнительного комитета санкционировать решение о закрытии церкви и предоставить право райисполкому провести распределение культового имущества в соответствии со статьей 40 Постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. По какой-то причине решение вопроса затянулось, а в 1930 году произошла реорганизация, и Курганский округ был ликвидирован.

       Лишь 13 января 1937 года председатель Челябинского областного исполнительного комитета А. Киселев и секретарь облисполкома М. Мурдина утвердили постановление президиума Курганского районного исполнительного комитета от 16 августа 1936 года, основанное на постановлениях граждан села Введенского и пленума Введенского сельского совета, требующих (!) закрыть храм.

       Райисполкому было рекомендовано использовать помещение под клуб и избу-читальню. Однако многие годы здание пустовало. Известно, что в 1944 году оно использовалась для хранения зерна. И лишь в 1956 году Введенский храм, находившийся в бесхозном состоянии, по решению Кетовского райисполкома передали Курганскому райпотребсоюзу для оборудования чайной и промтоварного магазина.

       Тогда же двое мальчишек, Федя Жестов и Юра Садов, обнаружили в подвале храма иконы. Несколько штук они продали по десять рублей незнакомому мужчине, приехавшему из Кургана. Возможно, сейчас икона хранится в одной из коллекций, а быть может, лежит где-нибудь в укромном месте. Верю, что, если она сохранилась, то непременно вернется в храм.